Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| Битва за планету обезьян
Battle for the Planet of the Apes (1973)
Название: Битва за планету обезьян
Оригинальное название: Battle for the Planet of the Apes
Год выхода: 1973
Жанр: Фантастика, приключения
Режиссер: Кэндзи Мисуми
В ролях: Родди МакДауэлл, Клод Экинс, Натали Транди, Северн Дарден, Лью Эйрз, Пол Уильямс, Остин Стокер, Ной Кин, Ричард Истхэм, Франс Нуйен
О фильме: Все новые и новые опасности приносит как людям, так и обезьянам будущее. На карту поставлена сама возможность существования этих биологических видов. И уже всем становится понятно, что только совместные усилия и выход на новый уровень взаимодействия дадут шанс планете в надвигающейся череде катастроф…оит с помощью своих мечей не только выполнить чрезвычайно сложное задание, но и постараться не попасть в руки всесильного князя Рэцудо, который вынашивает свои планы в отношении клана Курода. И на этот раз Рэцудо посылает по следу Огами целую армию.
Страна: США
Студия: 20th Century Fox Film Corporation, APJAC Productions
Продолжительность: 01:29:20
Аудио #1: Русский (AC3, 6 ch, 384 Кбит/с) / Профессиональный многоголосый (Омикрон)
Аудио #2: Русский (AC3, 6 ch, 384 Кбит/с) / Профессиональный двухголосый
Аудио #3: Русский (AC3, 6 ch, 384 Кбит/с) / Авторский одноголосый (Ю.Живов)
Аудио #4: Английский (AC3, 6 ch, 448 Кбит/с)
Субтитры: Английские
Боб
Последняя глава
В 1973 году в эпопее о жизни на планете обезьян была поставлена точка. Пять лет идеи Пьера Буля вдохновляли кинематографистов на создание замечательных фильмов — очень разных, очень отличающихся от оригинального романа и фильма, но все равно интересных и очень актуальных.
Последний фильм ставил Дж. Ли Томпсон, режиссер 4-го эпизода истории про «Покорение планеты обезьян», поэтому все недостатки и достоинства режиссуры Томпсона в полной мере перешли и в пятую часть, что, с одной стороны очень хорошо, потому что серия смотрится одним целым с предыдущей, точно соответствует стилистическим и идейным решениям, и достойно заканчивает эпопею, но, с другой стороны, каждая новая «планета обезьян» была не похожа на предыдущую, несла какие-то инновации, соответствовала разным темам, Томпсон же создал прямое продолжение СВОЕГО фильма, практически не касаясь трех первых частей.
Недостатков у фильма не много, и они все те же: полная белиберда с хронологией, которая скачет по времени без учета возраста героев и элементарной исторической последовательности. Все окончательно запуталось с людьми и обезьянами и возникает целый ряд «почему?» вполне конкретного толка, на которые фильм ответа не дает. После «Покорения планеты обезьян», согласно сюжету, проходит не так уж много времени, но мир представляет из себя, по мнению режиссера, сплошные руины, людей практически не осталось, как и городов и техники и всего прочего, радиация уничтожила практически всех, а в паре километров от радиоактивного города развивается новая «цивилизация обезьян», ведущих напополам с людьми некое подобие натурального хозяйства.
Второй недостаток тоже характерен для почерка режиссера: попытка из философской драмы сделать что-то очень динамичное, похожее на военный боевик. Опираясь на небольшой бюджет, небольшое количество актеров и весьма скромные художественные средства, Томпсон делает попытку изобразить «битву за планету обезьян», но ожидаемого эффекта не происходит. Конфликт смотрится до смешного локальным, больше смахивает на уличную драку.
Но, если оставить в стороне эти два недостатка, остается масса достоинств, делающих картину хорошей. На этот раз идейной основой для фильма послужила извечная борьба демократических и военно-авторитарных сил. В общем, удалось очень точно показать, как и почему военная хунта (здесь представлена тупыми и злобными гориллами, все решающими силой) может захватить в стране власть. Демократия, говорят авторы фильма — слаба и крайне непостоянна, то, что сегодня кажется демократией, шатко и недолговечно.
Подхлестни ее, превратится она либо в анархию, либо появится какой-нибудь генерал, который найдет «рыжих», то есть какого-нибудь основного внешнего врага, в борьбе с которым временно сплотит народ. Все это подтверждается и примерами из мировой истории и примерами из сегодняшней, даже той же самой американской действительности. Так что аллегории удались прекрасно — демократы-шипанзе, которые, формально находясь у власти, не в силах удерживать ее долгое время, центристы-орангутанги, которые поддерживают демократию, но не против и радикальных мер, и крайне правые — гориллы, военщина, предпочитающая решать проблему уничтожением носителя проблемы. Людям в фильме предлагается роль марионеток, которые потеряли все свое могущество.
Конечно, не забыли авторы фильма и о войнах. Те, кто остались жить в разрушенных городах, по-прежнему верят в силу ракет и винтовок, рвутся к завоеваниям и войнам, их не смогла ничему научить даже ядерная война. А потому что есть люди, которых не перевоспитать, но здесь это уравновешивается и обезьянами, которых тоже не перевоспитать.
В общем и целом, в фильме воцарилось равновесие. И, если сам Пьер Буль был в своей книге глубоко пессимистичен и разочарован в человеке и человечестве, то заканчивается сага довольно оптимистично: конец открытый, но автору явно хочется, чтобы на Земле окончательно воцарился мир, где человек, обезьяна и распоследний тритон будут жить в мире и любви. Так хотелось бы думать, но такое вряд ли возможно — особенно после всего, что нам рассказывали в предыдущих частях.
Наверняка, эпопею можно было продолжать — высмеивать сквозь призму «обезьяньего мира» все недостатки и промахи человечества, но создатели франшизы не стали этого делать. И это хорошо. Несмотря на то, что идеи, озвученные в фильмах, актуальны и поныне, все фильмы про «планету обезьян», кроме первого, все-таки изрядно устарели, да и сама идея пообносилась, учитывая, что существует еще и телесериал, и римейк Тима Бартона, который показал, что антиутопия и философия этой уникальной и неповторимой киноэпопеи зрителю интересны сейчас гораздо меньше, чем спецэффекты, пошлый юмор и красивая картинка.
Бешеный успех всей серии «Планеты обезьян» — явление уникальное и феноменальное. Не часто люди так реагируют на фильм, который призван достучаться до разума и души, а не просто порадовать глаз. Не часто удается кинематографистам создать фильм, одновременно кассовый, умный, глубокий, созерцательный и актуальный. Создателям «Планеты обезьян» это удалось.
Правда, если оценивать всю сагу с точки зрения современного человека, то окажется, что саги не существует. Есть «Планета обезьян» и есть все остальное — продолжения, заимствования, цитаты и т. п. Дж. Ли Томпсон довольно бесцеремонно взял на себя право закончить один из самых знаменитых и культовых киносериалов и истории кино, и, всем на удивление, преуспел. Последнее слово было сказано, оно простое, мы его уже слышали не раз, но оно верное: что бы не говорили фантасты и утописты, как бы люди не развивались, какие бы события не случались, никому не известны исходы человеческой цивилизации! Будущее остается ненаписанным, открытым, мы делаем его, и наша первостепенная задача — сделать так, чтобы то, что описывал Пьер Буль и кинематографисты, не стало реальностью!
7 из 10
Гвалиор
Начало и конец, глава и хвост, всё слито воедино
Адаптировать книгу Пьера Буля оказалось значительно проще, чем самому придумать достойные продолжения. Ни одна картины франшизы не смогла переплюнуть первую часть в любом аспекте. Упрощался сюжет, всё более картонными выглядели персонажи, ни на йоту не менялся грим. Попытки расширить вселенную «Планеты обезьян» были неудачны. В самом деле, можно ли считать телепатов-иллюзионистов хорошим примером? А внезапное путешествие назад во времени? А крайне натянутое «объяснение» падения людей и возвышения обезьян?
Но вот выходит пятый фильм, с многообещающим названием «Битва за планету обезьян». Пятый и последний во франшизе.
И последний фильм, к сожалению, не избавлен от недостатков, прослеживающихся в предыдущих картинах, более того, он их усугубляет.
После событий четвёртой части — «Завоевание планеты обезьян» — люди зачем-то устроили Третью Мировую и благополучно самоубились. Почему? Ну, это же люди, взяли и самоистребились. Но, спрашивается, зачем огород городили с путешествием во времени, вирусом, Цезарем? Раз уж начали объяснять, как Земля стала планетой обезьян — так идите до конца! А тут один из важных моментов просто происходит. Потому, что потому.
Но дальше — больше. В условиях постапокалипсиса обезьяны потихоньку строят своё новое общество, причём им в этом помогают уцелевшие люди. Допустим. Но всё равно остаётся вопрос: а как люди тогда деградировали? Что было тому виной? Но ответов мы не услышим. Начинали объяснять, да только сами запутались и сдались.
Ну, а в развалинах Нью-Йорка обитают предки телепатов-иллюзионистов из второй части. Да, круг замыкается, происхождение чудиков проясняется, уже хоть что-то. Не могу сказать, что удовлетворён ответом, но на фоне всех прочих «объяснений» уже что-то. Правда, во второй части «Под планетой обезьян» происхождение так и так угадывалось, но… Эти чудики всё равно остаются неуместными.
Сюжет стал неимоверно простым и служит для сведения к невпечатляющей бюджетной финальной свалке. Невпечатляющей даже по тогдашним меркам.
Совсем плохи дела с главным злодеем — генералом Альдо. Он злой просто потому, что злой, да ещё и горилла. Кто его генералом сделал на свою голову-то?..
В предыдущих частях злодеи, хоть и упрощались с каждым разом, всё же сохраняли весомую мотивацию. Зайус опасался, что обезьяны повторят людской путь. Дети Атома, порождение радиации, боялись обезьян и прятались от них, а Тейлор потерял действительно всё. Люди боялись восстания обезьян и поэтому преследовали Зиру с Корнелием, а затем Цезаря. А Альдо… Просто плохой. Даже в финальном замесе он не участвует, а ведь был же шанс сделать его неоднозначным…
Всё такой же обезьяний грим, из-за которого непросто отличать обезьян друг от друга, и всё такой же неинтересный Цезарь, который хоть на словах король, но на деле нечто аморфное.
И тем не менее, идея с нарушением «Обезьяна не убьёт обезьяну» мне понравилась, как приобщение к человечеству. Зло, но отчасти справедливо. И, в принципе, неплоха концовка. В отличие от предыдущих фильмов, она не жёсткая, а даёт надежду, что может, всё образуется, что можно разорвать порочный круг ненависти, что будущее не предопределено. Быть может, цивилизации удастся удержаться от очередной мясорубки. Разве не надеемся на это мы, что войны когда-нибудь, да закончатся, хотя бы текущие? Что человечеству ещё рано выносить безжалостный приговор, что ещё есть шанс…
Отдельно отмечу постапокалиптическую картину разрушенного Нью-Йорка. В общем-то, в первой и второй частях тоже было подобное, но и здесь не оплошали.
Что в конечном счёте? Ни одно из продолжений не превзошло оригинал. Более того, они стали ему противоречить и уводить франшизу куда-то не туда. Общий лейтмотив о склонности человечества к убийствам сохранялся, но фильмы нагромоздили слишком много ерунды, а попытки что-либо объяснить, расширить, углубить порождали нелепицы, противоречия, новые вопросы.
Всё же, как по мне, оригинал полностью самодостаточен, и уж точно не нуждается именно в таких продолжениях, которые противоречили друг другу и порождали нестыковки. Тем не менее, каждый из этих фильмов по-своему любопытен, каждому есть что предложить.
Пенталогия завершилась, увы, неравномерная, не самая лучшая, с кучей проблем и косяков. Но заложенного потенциала хватило, чтобы в 2001 году вышел римейк, а в 2011 году — и вовсе перезапуск.
Но это уже другая история.
3 из 10
Доктор Лайтман
The End
Ну что можно сказать о своеобразном завершении первого киноцикла «Планеты обезьян» (именно киноцикла, дальнейшие телесериал, мультсериал и еще два перезапуска в расчет не берем)? По крайней мере, то, что финал удался, вполне, хоть и не без огрехов, но однозначно он достоин внимания, несмотря на то, что по сути можно было закончить и на первом фильме.
Дабы достойно и спокойно подвести все это дело к финишной прямой (на это все сильнее указывали с каждым разом снижающийся интерес у публики и соответственно — сборы), руководства Twentieth Century Fox и Apjac International усадили в режиссерское кресло Джея Ли Томпсона, постановщика предыдущей части, наняли постоянного сценариста Пола Дена (правда ради подстраховки или по каким-то иным причинам подсадили к нему ничем особым не отметившихся Джона и Джойса Коррингтон) и даже впервые за всю историю сериала (хоть и незначительно) увеличили бюджет.
С бюджетом, кстати, главная проблема. Из-за своеобразной экономии добрая часть фильма происходит в жуткой темноте, что удовольствия от просмотра ничуть не повышает. Но больше всего не хватает эффектной финальной битвы. Вроде есть и взрывы и что-то вроде драк, но снято совсем без энергетики, а главное средним планом камеры, из-за чего ни о какой масштабности или эпичности речи и быть не может.
А так получилось на удивление ровное кино, настолько ровное, что это даже удивляет. То ли дело в том, что фильм завершает серию, то ли в неожиданном отсутствии претензий, но даже некоторые недочеты как-то не раздражают. В отличие от квадриквела меньше дерганности в повествовании, хотя динамики все равно не хватает, но ритм все же худо-бедно присутствует
. Грим тоже на уровне, особенно понравился вид горилл (немного не по теме, но красные глаза у одного злюки под конец выглядят даже трогательно). Из актеров кроме Родди МакДауэлла и Клода Экинса кого-то еще выделить трудно, разве что внимательный зритель может заметить камео Джона Хьюстона и Джона Лэндиса. Единственное что действительно удивляет (хотя по идее должно разочаровать) так это позитивный финал, что крайне нетипично для этой франшизы.
Хотя все же позитивность там весьма спорная, учитывая основной посыл ленты. На сей раз стало куда больше политики, по сути здесь идет показание не только худших сторон так называемой демократии, а того что любая система рано или поздно рухнет. И виноваты в этом будут не только люди или же обезьяны, а сама природа, в какой-то степени заранее программирующая все живое на те или иные изменения, в лучшую или же худшую сторону, а без потерь тут уже никак. Хочешь жить — умей вертеться!
Natalie Trundy
Биография
В 1970-е годы Натали снялась в нескольких фильмах из серии «Планеты обезьян», продюсером которых был её муж Артур П. Джекобс. В фильме «Под планетой обезьян» она сыграла телепатического мутанта Альбину, доктора Стэфани ("Стиви") Брэнтон в «Бегстве с планеты обезьян» и шимпанзе Лизу, жену Цезаря, в «Завоевание планеты обезьян» и «Битва за планету обезьян».
Натали также снималась на телевидении в сериалах «Зона сумерек», «Пэрри Мейсон» и других. После смерти мужа, она стала управляющей его компании «APJAC Productions».
Избранная фильмография
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://www.imdb.com/name/nm0874353/
https://www.imdb.com/name/nm0638395/
https://www.kinopoisk.ru/name/33261/
За гранью возможного (сериал, 1995 – 2002) The Outer Limits ... Madame Li Yu
Звездный путь (сериал, 1966 – 1969)
| |
| | |
|
|