Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| Чужое лицо / Tanin no kao
Страна: Япония
Жанр: Фантастика, Мистика, Драма
Год выпуска: 1966
Продолжительность: 02:01:57.643 (175448 frames) Перевод: Одноголосый закадровый
Cубтитры: нет
Режиссер: Хироси Тэсигахара / Hiroshi Teshigahara В ролях:
Тацуя Накадаи, Матико Кё, Микидзиро Хира, Кёко Кисида, Эйдзи Окада,
Мики Ириэ, Кобо Абэ, Хидэо Кандзэ, Юрико Абэ, Минору Чиаки, Роберт
Данэм, Эцуко Итихара, Хисаси Игава, Шинобу Итоми, Бибари Маэда, Ёшиэ
Минами, Эйко Мурамацу, Корэя Сэнда, Тору Такэмицу, Куниэ Танака
«Чужое лицо» (яп. 他人の顔) — кинофильм режиссера Хироси Тэсигахары, вышедший на экраны в 1966 году. Экранизация одноименного романа Кобо Абэ.
Философская драма повествует об изуродованном вследствие неудачного
опыта ученом-химике по имени Окуяма, который пытается найти себя в мире,
где люди оценивают друг друга по внешнему виду. Обожженную кожу Окуямы
доктор предлагает скрыть под маской, досконально имитирующей
человеческое лицо, и господин Окуяма соглашается. Теперь он другой
человек — свободный от прошлой жизни, от собственной жены и друзей,
наконец, от самого себя. Чужое лицо позволяет ему пойти на серьёзный
психологический эксперимент…
Бизнесмен с обоженным лицом в результате
пожара в лаборатории проходит лечение у психотерапевта и получает
от него удивительную, совсем как живую маску. Вскоре после этого, чтобы
приспособиться к маске, он совращает собственную жену. Но она
утверждает, что все время знала, кто он. Его индивидуальность,
по-видимому, начинает изменяться после того, как он надевает маску,
как будто она влияет на нее. Новая личность не позволяет ему влиться
обратно в общество… Добродушная молодая женщина, правая половина
лица которой изуродована, обиженная любознательными взглядами
и оскорблениями, и избегается мужчинами. Она просит своего
старшего брата, единственного человека, который понимает её боль
и одиночество, заняться с ней любовью, скрывая от него намерение
покончить с собой после этого.
http://www.kinopoisk.ru/film/56064/ http://horror-movies.ru/Reviews-3/Tanin_no_kao.htm http://www.imdb.com/title/tt0061065/
Сергей Кудрявцев
8/10
Философская драма с фантастическими мотивами
Довольно
забавно, что японский фильм «Чужое лицо» описывается американскими
критиками как «выдающаяся парабола на тему Франкенштейна». В ещё одной
экранизации Кобо Абэ (а режиссёра Хироси Тэсигахару можно считать
единоличным интерпретатором творчества этого писателя, поскольку он в
четырёх из шести своих полнометражных работ в кино обращался именно
к прозе Абэ) нетрудно заметить перекличку и с «Человеком-невидимкой» —
причём не с романом Герберта Уэллса, а его ранним голливудским вариантом
1933 года (кстати, тогда же, в момент выхода из Великой депрессии, была
создана первая киноверсия «Франкенштейна»).
Однако при сопоставлении
«Чужого лица», например, с «Женщиной в песках» (а они, в общем-то,
сходны по манере), выясняется любопытная закономерность.Лента
«Чужое лицо», которая наполнена приметами урбанистической,
цивилизованной жизни середины 60-х годов (пусть и в достаточно условной
форме), неизбежно представляется уже несколько устаревшей, вышедшей
из моды. Лишь сцены в приёмной врача, где герои будто окружены
стеклянными стенами, в которых ничего не отражается — в отличие
от зеркал, а собственные лицо и сущность становятся вообще
неидентифицируемыми, производят столь же сильное (как в триллере
или фильме ужасов) впечатление, что и эпизоды надвигающихся зыбучих
песков в более прославленной картине Тэсигахары. Жертва неудачных
химических опытов неизбежно теряет самого себя, выбрав чужую маску
вместо своего обезображенного лица.
http://horror-movies.ru/Reviews-3/Tanin_no_kao.htm Бизнесмен мистер Окуяма получает сильные ожоги лица во время пожара в
лаборатории. Он обращается за помощью к талантливому хирургу, который
создает ему реалистичную синтетическую маску на лицо. Но вскоре мистер
Окуяма начинает замечать, что попадает под влияние этой маски, которая
контролирует его сознание и даже поведение. Жена героя теряет к нему интерес
и жалуется, что не может признать в нем своего мужа. Мистер Окуяма испытывает
трудности с адаптацией в обществе со своим новым лицом. Постепенно состояние
героя начинает все больше смахивать на сюрреалистичную картину из потустороннего
мира, виной которому его чужое лицо. Мистеру Окуяма необходимо что-то
предпринять, пока его жизнь полностью не свалилась под откос…
Похожие картины «Глаза без лица» (1959)
Жоржа Франчу и «Крики
в ночи» (1962) Джесуса
Франко, но с большим уклоном в психологию. Режиссер Хироши Тешигахара
известен по культовым фильмам «Обвал» (1962) и обласканному многочисленными
наградами «Женщина в песках» (1964). Все три картины сняты по романам
известного японского писателя Кобо Абе. На токийском кинофестивале «Mainichi
Film Concours» картина получила призы за лучшее художественное оформление
и музыку (Тору Такемицу, также за фильм «Akogare», 1966).
artem_spb
рецензии Маски.
Пролог
Доктора о том, что он искусственными вещами, подобные человеческим,
лечит комплексы и заполняет пустоты рассудка, шикарный-на пределе
драматизма вальс от Тору Такемику на фоне безликой однородной толпы
и далее нам под рентгеном представляют главного героя-человека
изгнанного, как сам он о себе заявляет, потерявшего лицо в ходе военных
(ученых-экспериментальных)действий с природой. Потеряв лицо, свое место
в жизни, своё собственное Я, характер, отвернувшись от себя и аморфность
его рассказа о случившейся трагедии, унылое чтение газеты, низменные
желания хотя бы чем то заполнить пустоты дрожащую от страха быть одному,
говорит о полной деформации личности. Он ни хочет что бы его кто либо
видел обезображенным, потеряв полностью свет от мира и жизни он, стыдясь
своего лица, ищет свет и свободу в одиночестве и темноте где, как ему
кажется его никто не увидит и он будет таким как все, но где света нет.
И вот он идет по улице в толпе людей, где все оборачиваются на него,
а он не обращает ни на кого внимание, чувствуя себя инородным, монстром.
Когдаон называет себя чудовищем он имеет в виду внешность
или внутреннюю деформацию моральных и нравственных качеств, или и то и
другое?После этого, человек уже почти пуст, деморализован с ним можно
делать все, что угодно, он не упустит ни единого шанса, что бы
не вернутся к прошлой жизни, а по новому начать жить.»-Месть?Дело не в
мести. Я хочу что бы моя жена не относилась предвзято к чужимлицам. Если
это мне удастся, вот это будет помощь.«Что он хочет этим сказать?Кстати
говоря, жена его всячески пытается помочь ему, создать видимость,
что для неё не важно почему её муж в бинтах, убить в себе чувства
отвращения к нему, но он не дает ей этого сделать, ему не нужна
эта видимость, так как сам не может без отвращения смотреть на самого
себя.
На втором приеме у доктора, после снятия номера в отеле для новой жизни,
герой в разговоре с доктором заявляет, что маску будет использовать
для всех человеческих чувств и доктор уже тогда предрекает, что герой
может убежать от самого себя, того кто сейчас не в состояние вызвать
чувства ревности у своей жены.
Вторая героиня это с обезображенным на половину лицом прекрасная
девушка, которая пытается сносит жалость и отвращение людей, отчуждение
и страх детей. Работая в заведении для умалишенных проявляет к ним
доброту и те отвечают ей признанием. Она не носит маску и старается быть
такой какая есть.
И последний главный герой фильма это доктор-своего рода злой гений.
Он понимает, что его эксперимент очень опасен, но его раздирает научное
любопытство, как поведет себя пациент, приняв новое лицо и новую
жизнь?
Он рассуждает о том, что маска может убить любую мораль
в человеке, так как в маске человек не обременен ответственностью
за свои действия и к любому другому человеку он незнакомец и самым
естественным для маски будет оставаться в одиночестве и не испытывать
угрызения совести.
Далее без раскрытия сюжета не имею возможности рассуждать о персонажах
этой картины. Могу сказать только, что финал оглушительно хорош.
P.S. Новое лицо, которое легко снимается. Новый мир без семьи,
без друзей, без врагов. Преступления исчезнут, потому что преступников
не будет. Никто не захочет свободы, потому что все будут свободны. Никто
не будет бежать, потому что некуда будет бежать и неоткуда. Одиночество
и дружба станут неразрывным целым. Ненужно будет доверять другим,
потому что не будет предательства и подозрений.
10 из 10
Джульбарсик
рецензии Образцово-показательная экранизация.
Принято
считать, что все экранизации гораздо хуже литературного первоисточника.
И в общем-то я с этим утверждением согласен. Но вот фильм японского
режиссера сюрреалиста Хироси Тэсигахары «Чужое лицо» снятый
по одноименному роману писателя авангардиста Кобо Абэ лично для меня
как раз исключение из этого правила. Может быть, все дело в том,
что фильм Тэсигахары я для себя открыл раньше произведения Кобо Абэ.
У молодого ученого после химической аварии изуродовано лицо. Его друг
врач психиатр делает для него искусственное лицо — этакую маску, слепок
с чужого лица. (Книга была написана в 50-е годы 20-го века
и пластических операций тогда еще не делали даже в такой передовой
стране как Япония) И дальше главному герою в голову начинают приходить
разные странные мысли.
Например он решает проверить свою жену, которая
не видела его в новом обличии. Он подстраивает знакомство с ней с целью
сподвигнуть ее на половой акт. Попутно очень коротенечко рассказывается
история про молодую девушку, у которой после ядерного взрыва в Херосиме
также обожжена половина лица. Она живет со своим братом и ждет
не дождется когда же, наконец, начнется война, так как во время войны
всем будет плевать на ее внешний вид.
По жанру это самая настоящая научная фантастика с элементами триллера.
Но на самом деле фильм имеет глубокие философские корни. И Абэ
и Тэсигахара попытались показать на примере отдельной личности, что все
вокруг вынуждены носить маски. Маска в произведении Кобо Абэ это
отдельный субъект, которая полностью поглощает главного героя. Авторы
считают, что в будущем с развитием индустриального и технического
прогресса маска полностью поработит личность.
Настанет новое время —
Время масок. Как я понял, в фильме проводится явная параллель
с фашисткой идеей о создании сверхчеловека. Неслучайно главный герой
и его друг психиатр постоянно сидят в каком-то немецком баре.
И музыкальная тема звучит то на японском, то на немецком языке.
Кульминацией фильма становятся финальные кадры, в которых герои, выйдя
на улицу, оказываются в окружении безликой толпы масок. Вообще
для главного героя смена лица это не какая-то вынужденная мера, а скорее
научный эксперимент, на который он сознательно идет, дабы проверить
насколько маска будет влиять на его личность.
Фильм разительно отличается от книжки. Например, в произведении Кобо
Абэ нет врача психиатра. Там главный герой сам себе делает маску и сам
с собой дискутирует. В фильме же это один из самых ключевых персонажей.
Вообще вся книга Кобо Абэ больше напоминает дневник ученого, в ней почти
нет никаких сюжетных поворотов, а лишь сплошные измышления главного
героя, которые выветриваются из головы сразу после прочтения. Фильм
Тэсигахары намного более зрелищный.
Его можно воспринимать и как
классный, волнующий триллер. У него сильнейшая атмосфера не маловажную
роль в создании, которой сыграл композитор Тору Такомицу. Его музыка
идеально подошла к общей атмосфере картины. Ну и конечно просто
гениально главную роль сыграл, на мой взгляд, лучший японский актер всех
времен Тацуя Накадаи. Первую половину фильма у его героя вообще
нет лица, оно все перемотано бинтами. Актер играет исключительно языком
тела и при этом ему удается полностью раскрыть свой образ. Мы видим
озлобленного на весь мир, жену, коллег, или просто случайных прохожих
человека, который в силу своей интеллигентности эту озлобленность
не выпускает наружу. А еще очень яркий образ получился у его жены, милой
простушки, которая как мне показалось, очень любит своего супруга
и поэтому вынуждена постоянно терпеть на себе его холодное раздражение.
В кинематографе похожую тему поднимали многие режиссеры, например
великий немец Райнер Вернер Фассбиндер в своем фильме «Отчаяние»
с Дирком Богартом в главной роли.
Там так же главный герой, испытывая
кризис, идет на эксперимент, сознательную подмену своей личности. Да и
некто товарищ по имени Ким Ки Дук в фильме «Время» также на свой
лад попытался разобраться в проблеме масок в современном обществе. Хотя
конечно, над этими-то попытками, принято скорее потешатся, нежели
воспринимать всерьез. Но даже в этом ряду фильм Хироси Тэсигахары стоит
в выигрыше. В сравнении с фильмом Фассбиндера «Чужое лицо» выглядит
намного более стильным и современным по своей форме, и уж точно куда
более умным и глубоким по содержанию в сравнении с творением Ким Ки
Дука.
Но главное то, что Хироси Тэсигахаре по моему на 100% удалось передать
атмосферу книги. Видимо потому что сам Кобо Абе принимал участие
в съемках. Поэтому на мой взгляд этот фильм, просто идеальная
экранизация.
9 из 10
billfay
рецензии Чистый лист бумаги
Хироси
Тэсигахара(тогда ещё молодой художник-сюрреалист) и классик японского
лит-авангарда Кобо Абэ познакомились в далёком 1950-м году, когда
они оба стали участниками творческого объединения «Век», в котором
состояли многие видные поэты, писатели, художники и журналисты
послевоенной Японии. Во многом, именно художественные произведения Абэ,
в которых присутствовали элементы нео-модерна и ухода от академического
стиля прошлого, послужили толчком для перехода Тэсигахары от живописи
к кино.
Понятно, что от Мэри Шелли до Герберта Джоржда Уэллса- один шаг,
но между «Женщиной в песках» и «Чужим лицом»- целая пропасть, хотя
казалось бы прошло всего два года. Их вообще, как-будто бы снимали
два разных режиссёра. Наделённая потрясающим поэтическим реализмом
и решённая с визуальной безупречностью азиатской живописи- первая
их совместная(по сценарию самого Абэ) экранизация- «Женщина в песках».
И сработанный совсем уже в вестернизированной манере- фильм «Чужое
лицо», стилистически сделанный под все эти «новые волны»(Рене и Ромер-
привет обоим!), да и жанрово объединивший европейский готический
дух(раздвоения личности- прямо Стивенсон) и футуризм западной
фантастики.
Под чарующие звуки оркестровки Тору Такэмицу(похожие на музыку из наших
старых советских лент), «Фантомас»- потерявший душу, бредёт по улицам
ночного Токио, порождённый руками «современного Прометея». Эгоист,
ничтожество, «господин никто» и чудовище-доктор, станут близки друг
другу, изощрённостью эксперимента. Тогда как единым «местом склейки»
двух половинок личины героя(почти как в бергмановской «Персоне», того
же 66-го года), станет не альтер-эго человека-невидимки, а сам творец-
пластический хирург. Они оба окажутся «монстрами».
Фильм удивительно угловат и не пластичен в своей аморфной динамике,
а банальности вроде- «Свобода- это одиночество!» и «Некоторые маски
можно снять, а некоторые нет!», так и вовсе режут ухо. Практически все,
сколь бы то ни было философские мысли-диалоги- обрываются на полуслове,
а тонкие трагические сцены- на полукадре(фильм то и дело прерывают
стоп-кадры, в эстетике кино 60-х). Сам Тэсигахара- увлекался всю жизнь
искусством икэбана и даже стал иэмото(главой школы) Согуэцу,
авангардного течения композиции цветов, которое, к слову, основал
его отец в 1927 году. Так вот и данный его фильм, выглядит эдакой
«свободной несочетаемой формой», словно бы кактусы аранжируют лилиям.
7 из 10
cyberlaw
рецензии Год 1966. Чужое лицо
После
трагедии мужчина вынужден носить маску. После того, как в порядке
эксперимента ему создают новое лицо, он вынужден познавать мир заново.
Его внимание зацикливается на взаимоотношениях с женой — ведь теперь
он может соблазнить ее заново…
Сняв этот фильм Хироси Тэсигахара в прямом смысле слова не просто снял
фильм, а породил самый настоящий «банк, для последующих киноцитат».
Визуальные и смысловые заимствования абсолютно очевидно прослеживаются
в таких современных хитах, как «Профессия: репортер» (жизнь под новым
именем); «Олдбой» (визуальные решения в части флирта между женой
и мужем); «Ванильное небо» (взаимоотношения с врачом и жизнь в маске).
Как это не удивительно, но в фильме есть прямые параллели и с другими
фильмами снятыми в 1966 году: «Вторые» Джона Франкенхаймера (в части
смены лица) и «Персона» (в части откровений).
Таким образом, получается что фильм знаковый. Более того, некоторые
сцены сняты просто идеально. Это касается прежде всего сцен соблазнения
жены.
В то же время, слишком неторопливый ход фильма и излишняя театральность
в большей части сцен первой половины фильма не позволяет причислить кино
к шедеврам. Но нужно понимать, режиссер уделил большое внимание
литературному произведению, оставив многие диалоги. А литературное
произведение весьма и весьма солидное.
В итоге: достаточно изысканный фильм — экранизация одноименного романа Кобо Абэ. Кино безусловно заслуживает внимания.
7 из 10
| |
| | |
|
|