Убийство / Ansatsu / The Assassination
Страна: Япония, Shochiku
Год: 1964
Режиссёр: Масахиро Синода /Masahiro Shinoda/
Сценарий: Рётаро Сиба /Ryotaro Shiba/, Нобуо Ямада /Nobuo Yamada/
Жанр: Дзидай-гэки / драма
В ролях:
Тэцуро Тамба /Tetsuro Tamba/, Эйдзи Окада /Eiji Okada/, Эйтаро Одзава
/Eitarô Ozawa/, Исао Кимура /Isao Kimura/, Муга Такэваки /Muga
Takewaki/, Сима Ивасита /Shima Iwashita/, Кэйдзи Сада /Keiji Sada/
Описание:
Япония
1860-е годы, в страну приходят «чужестранцы». Япония поделилась на два
лагеря - приверженцы императора хотят изгнать иностранцев, а сторонники
сёгуната понимают, что осложнять с ними отношения не стоит. Связующим
звеном, между этими двумя непримиримыми лагерями, становится ронин
Хатиро Киёкава, который не был рождён самураем, но превосходно владел
мечом и был хорошо образован. Из воспоминаний и рассказов людей,
складывается портрет этого человека...
http://www.imdb.com/title/tt0164347/
http://www.kinopoisk.ru/film/138704/
Sir Isaac http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2174391
Надо бы сказать пару страниц об этой картине. И о главном герое.Прежде всего, в описании раздачи пропущено самое главное, отчего Ansatsu
вошло в историю мирового кино (и отчего этот фильм кажется таким
необычным). Дело в том, что в нем Масахиро Синода (на пару с Сибой
Рётаро, по роману которого снят фильм) мастерски (прямо-таки
по-самурайски) уделал Орсона Уэллса с его «Гражданином Кейном», создав
оригинальный перифраз знаменитого киношедевра на материале смутного
времени бакумацу (последние годы сёгуната). По сюжету фильмы, конечно,
совершенно разные, а вот основной метод легко узнаваем – рассказ о
главном герое (в данном случае, Киёкаве Хатиро) складывается из
калейдоскопа флэшбеков, воспоминаний других персонажей (в том числе
Сакамото Рёмы), порой противоречивых, порой смутных и не всегда
достоверных. Есть даже «параллельные сцены» - например, когда Сасаки
Тадасабуро приходит в «архив» бакуфу «почитать чего-нибудь» про Киёкаву.
Однако главное – это, конечно, образ эгоцентричного и эксцентричного
одиночки в центре обеих картин.
И по
всем этим параметрам Орсон Уэллс проигрывает Масахиро Синоде. Вообще, с
годами едкие замечания критиков Уэллса (вроде того, что в «Гражданине
Кейне» за режиссурой не видно предмета режиссируемого, а значит, и «писать в Москву (читай, Станиславскому) не о чем»)
становятся всё актуальнее. Исторический контекст у Уэллса скудный и
бледный, а сам Чарльз Фостер Кейн с его каменным цветком.. тьфу ты, с
пресловутым «розовым бутоном» – ну просто тоска зелёная.
То
ли дело бакумацу – змеиный клубок интриг, в котором сами-то японцы ещё
до конца не разобрались (что, впрочем, не мешает им, по древней
традиции, превращать историю в предмет искусства, так называемые period
dramas). Соединить «метод Кейна» с бакумацу-драмой – это уже смелый и
оригинальный ход, решающий проблему подходящего «исторического фона». А
заменить горе-миллионера на хитроумного Киёкаву Хатиро – и вовсе
гениальное решение.
Дело в том, что
Киёкава – безо всякой «режиссуры» - был и остаётся одной из самых
загадочных фигур эпохи, идеально подходящей на роль «японского
гражданина Кейна». Известно про него крайне мало. Но то, что известно,
впечатляет.
Родился
Киёкава в 1830 году, как и Ёсида Сёин, то есть относился к старшему
поколению активистов «сонно дзёи», которому к концу пятидесятых сёгунат
(да ещё и во главе с консерватором Ии Наоскэ) уже всю печенку проел. Как
Сакамото Рёма, Кодзима Широдзаэмон и другие товарищи-шиши, Хатиро
Киёкава происходил из госи, сельских самураев низкого ранга. Правда, его
семья занималась прибыльным делом, производством сакэ – но такие
приземленные материи Хатиро особо не интересовали. Уехав в Эдо, он стал
учёным-конфуцианцем и видным мэнкё, инструктором кэндзюцу, а в 1855
открыл «Школу Киёкавы» - единственную в Эдо, где собственно учёба
сочеталась с занятиями фехтованием (а заодно служила платформой для
пропаганды политических взглядов ее основателя).
Правда, в том же году
крутому мастеру стиля хокусин-итто-рю пришлось уехать из Эдо и полгода
путешествовать – покарал-таки своей катаной какого-то наглеца, возможно,
специально подосланного (этот случай есть в фильме). Тем не менее, его
школа оставалась рассадником свободомыслия и местом встречи радикальных
активистов, образовавших даже, на радостях после убийства Ии Наоскэ (в
фильме есть и такая сцена), свою партию «Торао». Умелая конспирация –
одна из причин «загадочности» Хатиро Киёкавы. Так, историки не
сомневаются, что громкое убийство Генри Хюскена, переводчика
американской миссии (напрасно любившего конные прогулки по ночному Эдо),
спланировал Киёкава – а доказательств нет. Однако его самой знаменитой
политической афёрой стало создание Росигуми, отряда потенциальных
противников сёгуната на средства самого сёгуната. Как это происходило и
чем это закончилось, в картине освещено подробно и со смаком.
В чем же главная загадка, так сказать, "rosebud"
Хатиро Киёкавы, гордого одиночки? Художники предлагают свои решения, а с
чисто исторической точки зрения есть один важный момент. Практически
все активисты - будь то Сакамото из Тосы, Сайго из Сацумы, Маки из
Курумэ, плеяда учеников Сёина из Тёсю и так далее – действовали
согласованно с прогрессивными фракциями правительств своих княжеств,
являясь по существу выразителями «реформистских программ» своих кланов. А
Хатиро Киёкава, выходец из малоактивного Сонай-хана, всегда действовал
исключительно сам по себе. Так что кем он был на самом деле –
харизматичным авантюристом, бунтарем против системы или честолюбивым
идеалистом, мечтавшем о создании «сёгуната Киёкавы» – и по сей день
остается загадкой.Хатиро Киёкава и Сакамото Рёма
Ansatsu | Hiwou SenkiИсториков в Ansatsu
могут заинтересовать инцидент в Тэрада (когда убили сацумского
активиста Ариму Шинсити), как Росигуми подвинули кортеж Такасаки по
дороге в Киото, напряженная сцена в храме Синтоку с ожиданием
императорского указа, ну и само убийство Хатиро Киёкавы (хотя в картине
много и других исторических аллюзий). Для любителей кэндо есть несколько
неплохих боевых постановок. Ну а для киноманов здесь истинное раздолье -
орнаментальный сюжет, запоминающиеся планы и смешанная техника камеры
(с вкраплениями стоп-кадров и даже фрагментов «репортажной съемки» в
движении «с руки»). И конечно, великолепная актерская игра (кстати, роль
зловещего Сасаки Тадасабуро исполняет Исао Кимура, слегка подросший (на
10 лет) Кацуширо из "Семи самураев").
Почему
зловещего? Ну, если помнить, что чуть позднее он же и его отряд
Мимаваригуми схожим образом расправятся с Сакамото Рёмой.. Но это тема
для других бакумацу-драм.