Могилы слепых мертвецов
Черная месса / La noche del terror ciego
Название: Черная месса
Оригинальное название: La noche del terror ciego
Год выхода: 1972
Жанр: ужасы, детектив
Режиссер: Амандо де Оссорио
В ролях: Лоне Флеминг, Цезарь Бернер, Мария Елена Арпон, Хосе Телман, Руфино Инглес, Вероника Льимера, Симон Арриага, Франсиско Санс
О фильме:
В 13-м столетии рыцари-тамплиеры вернулись со святой земли христовой и вместе с украденными сокровищами привезли древнеегипетские символы вечной жизни — особые кресты. Вместе с этими крестами в их души проник сатанизм. Они стали глумиться над местными жителями и совершать человеческие жертвоприношения.
Инквизиции это порядком надоело, она осерчала и повесила нахалов. Пока трупы злодеев весели на сучьях деревьев, стая ворон выклевала им глаза. Затем трупы похоронили тут же, на территории замка, а это место стало считаться проклятым. Все путники, которые не послушались местных жителей и проникли в эти ничейные владения, становились жертвами мертвецов. Теперь уже слепых мертвецов.
Страна: Испания, Португалия
Продолжительность: 01:37:09
Перевод: Авторский (одноголосый, закадровый) Дмитрий Есарев
- Картина была запрещена в Швеции.
- В качестве разрушенного монастыря рыцарей тамплиеров снимался монастырь Санта Мария ла Реал де Вальдеглезиас, расположенный недалеко от Мадрида.
Могилы слепых мертвецов
Компания из двух школьных подруг и одного парня, с правами на которого девушки ещё не определились, едут на выходные отдохнуть в одно милое местечко. Уже настроилась на то, что отдых им испортит компания зомби, но… Стандартная завязка вдруг делает поворот — одна из девушек, увидев, что парень активно заигрывает с подругой, спрыгивает с поезда и уходит в поле. Никаких поселений вокруг нет на много миль, только старый монастырь, уже почти разрушенный. В нём девушка и решила заночевать. Напрасно она не поговорила сначала с кем — нибудь из местных, которые уже 700 лет это место десятой дорогой обходят…Монастырь оказался не таким уж и необитаемым. Только девушку это совсем не порадовало.
Чем мне показался интересен этот зомби-хоррор, так это незаезженным сюжетом и тем, что действие разворачивается среди прекрасных испанских пейзажей и в живописных развалинах старого монастыря, а не в темных катакомбах, длинных и запутанных коридорах или ночью на заброшенных кладбищах. Тут надо отдать должное оператору. Все это дополняется впечатляющим музыкальным сопровождением, которое отлично работает на создание атмосферы тревоги и страха.
Высохшие, как мумии, фигуры слепых мертвецов — тамплиеров на экране выглядят действительно страшно, при этом не кажутся куклами — муляжами, как иной раз полуразложившиеся трупы в фильмах такого жанра. Вот что несколько портит впечатление, так это посредственная игра актеров, некоторые сценарные неувязки и излишества. Я понимаю, что в 70-80-е годы ни один фильм ужасов без эротических сцен не обходился, но тут это сделано грубовато, а сцена изнасилования героини проводником, ночью в проклятом месте, когда рядом бродят зомби — это вообще за пределами здравого смысла.
Сама легенда появления зомби интересна, они не возникают просто так, ни с того ни с сего вдруг вылезая из могил, как часто бывает в зомби — хоррорах. Хотя любопытно, с чего это рыцари — тамплиеры, защитники интересов святой церкви, в чужих землях набрались дурных манер, понапривозили с собой бусурманских крестов в виде египетского знака Ангх, увлеклись изуверскими обрядами и жертвоприношениями?
Позабыв о Боге они увлеклись идеями вечной жизни и стали пить кровь девственниц для получения оной, проводя мессы во славу Сатаны. Инквизиция осерчала и приговорила всех к повешению, что и было исполнено. Вороны выклевали им глаза. А место вокруг монастыря стали считать проклятым. Никто с тех пор не селился там, и только лишь неосторожные путники стали служить им пищей, дабы поддерживать слепым рыцарям вечную жизнь.
Рыцари слепы. Они реагируют на звук, даже на стук сердца, колотящееся от страха, и идут на него. За беглецами устремляется кавалерия мертвых всадников и выглядит это достаточно жутко.
Финал фильма не оригинален и типичен для фильмов с продолжениями. И действительно, позже тем же Амандо де Оссорио были сняты ещё 3 фильма о слепых мертвецах.
Мне в детстве мама выколола глазки…
Атмосферная вещица старика Де Оссорио «Могилы слепых мертвецов», или, как она здесь представлена, «Черная месса», могла бы слыть шедевром трэша, если бы не серьезный настрой режиссера, изо всех сил старавшегося зрителя-таки напугать. Идиотский сюжет «Слепых мертвецов» не имеет особого значения — в этом фильме главное — визуальный ряд звукоая дорожка.
Дабы не вводить зрителя в тоску историческими подробностями, Оссорио изобразил тамплиеров сектой изуверов, одержимых идеей вечной жизни. Проводя особый обряд над визжащими девушками, раздетыми топлесс и привязанными к кресту-андрюхе, тамплиеры пьют их кровь и обретают бессмертие, однако, не совсем то, какого хотели. Дурная слава ордена Храмовников дошла до Ватикана, и там, видать, у кого-то гневно тиара подскочила при получении вести о зверствах, творимых бывшими защитниками Святой Церкви. За богомерзкие козни, колдовство и ереси, решением Трибунала Инквизиции, храмовников повесили на деревьях, где они гнили у всех на виду, а вороны тем временем выклевывали им глаза.
Потом трупы похоронили, монастырь, оскверненный тамплиерами, запечатали, а саму землю вместе с захороненныи в ней телами вероотступников предали хорошей такой увесистой анафеме. Настолько хорошей, что и по прошествии семисот лет люди обходили эти места стороной. Как выясняется по ходу фильма — и правильно делали.
Но, как говорится, не будь на свете идиотов, хоррормейкеры остались бы без работы, ибо идиоты есть для всяческих адским созданий неизбывный и нескончаемый источник способов пробраться на свет божий.
Глупая девочка разобиделась на бывшую подружку-бисексуалку и своего кавалера-бакенбардиста, спрыгнула с трюхающего со скоростью сонной мухи по пустынным проклятым землям паровозика и отправилась искать на свою очаровательную задницу приключений в тот самый монастырь, с течением времени превратившийся в живописные развалины. Оно понятно, что красоты кругом такие, что дух захватывает, особенно у ценителей поздне-романского стиля с элементами готики, к которым, правда, наша заблудшая овечка не относилась. Минут двадцать покричав замечательную фразу «эй, кто-нибудь здесь есть?!», девочка решила заночевать в руинах.
И, как в том анекдоте про медведя, пришедшего на крики заблудившегося туриста, ее услышали. Но легче ей явно не стало.
Пришедшие искать подружку бакенбардист и бисексуальная красотка, находят в руинах наряд полицейских и полусъеденное тело девочки. Все, как водится, в шоке, парочка начинает глупейшее личное расследование, знакомится со знойным усатым контрабандьеро и его развратной любовницей, после чего они всей дружной компанией отправляются на поиски неизвестно чего в развалины. Там их встречает это самое неизвестно что в виде взвода конных назгулов… извините, тамплиеров, которые не смотрят кино и не читают сказки, зато нюхают и слышат хорошо.
Перед тем, как наши искатели приключений врубились, что мертвецы их не видят, они успели расшуметься на всю округу и таким образом сократить свою численность до одной единственной…
Если вкратце передать ощущение, которое вызывает сценарий этой киноленты, то можно сказать просто — редкая чушь.
НО.
Фильм радует красивейшими видами португальской глубинки, средневековой мрачной атмосферой, музыкальной дорожкой а-ля «Омен» и очень «настоящими» мертвецами — частично их роли исполняли искусно приводимые в движение манекены-скелеты, заплесневелые и замшелые, облаченные драные плащи — почтенный возраст тамплиеров был любовно передан трудягами мастерской механических эффектов Хосе Гомеса Сориа. Правда, куда как получше сохранившиеся лошадки слепых мертвецов отчасти убивают эффект, поскольку драные средневековые попоны оказались не в состоянии скрыть их видимое невооруженным глазом прекрасное самочувствие.
Но, это все мелочи, ибо не за спецэффекты и не за сереность сценарных решений любим мы старые фильмы, а за… Ээээ… ну какое тут может быть «за»? Любят не за что-то, любят просто так!
Фильм Амандо Де Ассорио «Могилы слепых мертвецов» дал жизнь первой, и на данный момент последней культовой испанской франайзе ужасов — он породил три продолжения и до сих пор является предметом страстной любви для любителей раритетного евро-хоррора.
ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРАШНЫЕ И ЗЛОВЕЩИЕ!
Сделать НАСТОЛЬКО зловещих и по-настоящему страшных живых мертвецов в далеком 1971 году — это уже веский повод для занесения саги о казненных тамплиеров в разряд «must have» для любого ценителя хоррора.
Сюжет пересказывать не стану — он в принципе стандартен для фильмов об оживших мертвецах, пожалуй только тамплиеровская тема изюминки добавила (хоть не на пустом месте жмурики повосставали из могил и начали жрать людей).
Лично мне фильм очень понравился, хоть и умилялся долго актерским ляпам и их искусственным, наигранным эмоциям. С удовольствием буду пересматривать все четыре части в будущем.
7 из 10
Раптор 2 Могилы слепых мертвецов.
По-моему, это название соответствует картине куда лучше, чем какая-то невразумительная «Чёрная месса». Ну да ладно.
Итак, едут на поезде две подруги и знакомый одной из дамочек. После того как этот знакомый начинает подкатывать к другой, первая пассия начинает злиться и самовыбрасывается с поезда. В поисках ночлежки она забредает в развалины некоего храма, с кладбищем под боком. Ночью из могил восстают зомби-тамплиеры — слепые и медлительные, но хорошо слышащие и чрезвычайно целеустремлённые граждане, в приказном порядке убивающие девушку. Начинается расследование, а тамплиеры меж тем даром времени не теряют, да и убитая девушка тоже начинает подавать признаки, хм, жизни.
Лента весьма недурна, только вот откуда вокруг неё сложился такой культ, что Амандо де Оссорио произвёл на свет аж три сиквела — не вполне понятно. Причины две — медлительность и малобюджетность (причём первое, как я понял, вытекает из второго). Начальные двадцать с лишним минут, прошедшие с момента открывающих титров до первого появления на экране мертвецов… Когда я взглянул на таймер, я был удивлён. Мне показалось, прошло сорок с лишним минут, так всё было затянуто. Сцены действия весьма слабы, в основном замедленная съёмка, толкания да размахивание мечами.
Спецэффектов как таковых очень мало. Грим есть, но скромный, хотя искусанная девушка-зомби смотрелась неплохо. Крови зато хватает. Но те, из кого она льётся (актёры и прочий люд) набраны через пень-колоду, играют с большой натяжкой (и таки не дотягивают!). Сюжетных дыр в сценарии больше чем в рыболовной сетке, вот что, например, мешало главгероине и её другу сразу перехватить спрыгнувшую с поезда девушку, особенно если учитывать, что этот несчастный паровоз плёлся еле-еле, да и если хрупкая мадам спрыгнула, то чего обделался вполне здоровый мужик? Ну и последнее — сцена изнасилования ближе к финалу. Я ни в коем разе не против секса, но это перебор, творить его на кладбище посреди могил.
Ну что ж, теперь к плюсам. Во-первых, тамплиеры. Очень хорошие зомби, харизматичные. Медленные, но упорно ковыляют к своей цели. И ездят на лошадках. Во-вторых, моменты с ожившей девушкой (в морге и на складе манекенов) — самые, ну, если не пугающие, то волнующие моменты ленты связаны с ней (тамплиеры отвечают за резню). В-третьих, неплохи кадры природы и развалин замка, но исключительно в дневное время, ибо ночью, как вы поняли, не видно ни зги. Ну и в четвёртых — музыка. В этом фильме весьма неплохой замогильный саундтрек.
Неплохое кино. Но могло бы быть куда лучше, если бы тупо денег дали бы больше. Но тамплиеры очень хорошо вышли.
6 из 10