Планета обезьян / Planet of the Apes (1968)
Название: Планета обезьян
Оригинальное название: Planet of the Apes
Год выхода: 1968
Жанр: Фантастика, приключения
Режиссер: Франклин Дж. Шаффнер
В ролях: Чарлтон Хестон, Родди МакДауэлл, Ким Хантер, Морис Эванс, Джеймс Уитмор, Джеймс Дэйли, Линда Харрисон, Роберт Ганнер, Лу Вагнер, Вудроу Парфри
О фильме: В 3978 году космический корабль землян терпит крушение на далекой планете. Выжившие в катастрофе астронавты удивляются, как она похожа на их дом. Вскоре они узнают, что планета населена разумными обезьянами и деградировавшими до животного состояния людьми. Обезьяны захватывают астронавтов в плен, но после продолжительных пыток один из них совершает побег вместе с симпатичной девушкой-шимпанзе, которая открывает ему страшные тайны.
Страна: США
Студия: 20th Century Fox Film Corporation, APJAC Productions
Продолжительность: 01:52:02
Аудио #1: Русский (AC3, 6 ch, 448 Кбит/с) / Дублированный
Аудио #2: Русский (AC3, 6 ch, 384 Кбит/с) / Профессиональный многоголосый
Аудио #3: Русский (AC3, 6 ch, 448 Кбит/с) / Профессиональный многоголосый (Омикрон)
Аудио #4: Русский (AC3, 6 ch, 448 Кбит/с) / Авторский одноголосый (Ю.Живов)
Аудио #5: Русский (AC3, 2 ch, 384 Кбит/с) / Авторский одноголосый (В.Горчаков)
Аудио #6: Английский (AC3, 6 ch, 384 Кбит/с)
- Фильм снят по мотивам романа Пьера Буля «Планета обезьян» (La Planéte des singes, 1963).
- Композитор Джерри Голдсмит придумал интересный способ создания нужных звуков — просто перекатывал шары из нержавеющей стали. Таким образом звучание стало органичным.
- Джон Чэмберс, создатель «обезьяньего грима», кроме прочего, придумал остроконечные уши мистера Спока из «Звездного пути».
- Джефф Бертон игравший Доджа, упал в обморок от жары во время съемок сцен в пустыне.
- Когда Чарлтон Хестон произносил свою знаменитую речь о «вонючих лапах», у него был ужасный грипп. Так что голос актера звучал хрипло. Вдобавок ко всем страданиям, в сцене, когда за его героем гнались обезьяны, ему пришлось бежать полуголым через заросли ядовитого плюща.
- Актерам, игравшим обезьян, приходилось во время еды смотреться в зеркало и пить через соломинку, чтобы не испортить грим.
- По сценарию фильма женщины-дикарки ходили с обнаженной грудью, но Fox их «одела», чтобы не создавать проблем с рейтингом.
- Картина снималась в Аризоне.
Финал фильма существенно отличается от концовки романа — в первоисточнике главный герой возвращается на Землю, но обнаруживает, что она тоже под контролем обезьян. В конце фильма же он, увидев остатки Статуи Свободы, осознаёт, что «планета обезьян» и есть Земля (что наводит на мысль о возможности уничтожения человеческой цивилизации в самоубийственной ядерной войне, а не вследствие восстания обезьян, как об этом говорится в продолжениях фильма).
«Человек — это существо, обожающее войну…»
Дома у меня месяца три пылился DVD-диск. Это был сборник фильмов про обезьян, а если точнее, то все экранизации «Планеты обезьян» и «Кинг Конга». «Планету обезьян» как книгу я не читал, зато видел много раз ее экранизацию в режиссерском исполнении Тима Бертона. Сказать откровенно, мне не шибко понравилось, поэтому старые экранизации я долго и упорно игнорировал. И вот однажды от нечего делать я посмотрел самую первую «Планету обезьян» 1968 года Франклина Дж. Шаффнера. Незаметно для себя я понял, что это один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел.
Несмотря на то, что на дворе 2009 год, а рецензируемый мной фильм был снят аж в 1968-м, смотрится он сейчас очень даже неплохо. Конечно, спецэффекты и звуковые эффекты нам покажутся весьма примитивными, зато сюжет и актерская игра на порядок качественнее многих современных блокбастеров с многомиллионными бюджетами. Фильм наполнен философией и размышлениями на тему человеческой природы. Разумеется, сюжет — это заслуга не режиссера Дж. Шаффнера, а Пьера Буля, автора книги «Планета обезьян». Непременно отыщу этот роман и прочту.
Человекоподобные обезьяны в фильме использованы как своего рода контраст: обезьяны говорят — люди немые, обезьяны доминируют над людьми, люди же — покорные рабы обезьян. Обезьяны никогда не затевают войн друг с другом, не убивают своих собратьев. Их планета — идеальный мир, в котором нет места жестокости, насилию, страху и войнам. Прямая противоположность миру людей. Потерпевшие крушение герои фильма решают изучить незнакомую планету и попадают в плен. Лишь одному удается выжить и привлечь на свою сторону двух обезьян-ученых. С их помощью он совершает побег…
Фильм очень великолепно построен в композиционно-структурном плане. Он абсолютно не кажется скучным или затянутым. Он заставляет очень сильно задуматься о человеке, о самом себе, даже о проблемах гораздо более глобальных, связанных с экологией планеты. Так или иначе, «Планета обезьян» не теряет и не потеряет своей актуальности еще очень долго. Одним из самых замечательных эпизодов в фильме я считаю сцену суда над Тейлором. В ней показана упрямость и твердолобость обезьян, характеризующая, однако, все тех же людей. А финал картины и вовсе меня поразил и восхитил. Браво, мистер Шаффнер!
Актеры справились со своими ролями блестяще. Мейк-ап для придания людям образа приматов сделан очень эффектно и качественно для тех времен. Мимика и выражения лица передаются великолепно. Чарлтон Хестон — одна из самых востребованных и популярных кинозвезд того времени. В «Планете…» он сыграл превосходно. Нельзя также не упомянуть и о Родди МакДауэлле, так как он сыграл во всех последующих продолжениях «Планеты обезьян» (за исключением, разумеется, бертоновского фильма), причем разных обезьян. Кстати, о продолжениях… Они были весьма многочисленны, что свидетельствовало о высокой востребованности франшизы у зрительской публики. В отличие от современного кино, сиквелы «Планеты обезьян» получились не хуже оригинала. Они позволили узнать больше о сюжете первой картины, раскрыть некоторые ее тайны…
Подведу итог. «Планета обезьян» Франклина Дж. Шаффнера — не что иное как острая и ярая критика человечества. Фактически всю основную мысль нам говорит Корнелиус (Родди МакДауэлл) в конце фильма, читая одну из глав обезьяннего аналога Библии, посвященную характеристике человека. Надо признать, что это — нелицеприятная, но все же правда.
Советую каждому хотя бы раз в жизни посмотреть этот великолепный фильм. На его фоне «Планета…» Тима Бертона выглядит как пустой и серый блокбастер, сделанный исключительно для коммерческих целей.
10/10.
И увидел я зверя…
Фильм «Планета обезьян» является примером отличной экранизации книги. Одноимённый роман Пьера Буля, перенесённый на экран, почти ничего не потерял, более того, задумку довели до совершенства. А ведь всего-то поменяли планеты, но сделано сие просто мастерски, всего один кадр в финале — и всё становится ясно, складывается вся картина воедино, многое переосмысливается…
После такого концовка романа Буля выглядит несколько громоздкой, что, впрочем, в минус роману не идёт.
Разумеется, кое-что из романа при переносе на экран видоизменилось, но эти изменения обоснованы и поддаются объяснению. Например, цивилизация обезьян в фильме больше смахивает на мир Fallout, где по соседству с высокими технологиями существуют гужевой транспорт и примитивные строения. Тогда как в романе Буля цивилизация обезьян соответствовала нашей уровня начала XX века (но без авиации). Или же в фильме звездолёт терпит крушение, тогда как в романе герои сами высаживались, но изменение играет только на руку сюжету. Изменены имена главных героев, но книгу писал француз, кино снимали американцы, они и переиначили на свой лад. Поэтому вместо Улисса Меру — Джордж Тейлор.
Но всё это, на мой взгляд, мелочи.
Разумеется, стоит отдать должное и актёрам. Чарлтон Хестон в главной роли — прекраснейший выбор. К тому же задача у него не из простых: около половины фильма его герой вынужден молчать. Но Хестон справился, его герой ни разу не теряется на фоне происходящего.
И второй актёр и персонаж, которого мне хотелось бы выделить, это Морис Эванс в роли доктора Зайуса.
Дело в том, что по роману доктор Зайус был типичным «придворным академиком», который обладает властью, но не научным сознанием, хоть и пытается делать вид, будто последнее присутствует. В фильме добавили религиозности и… Скажу так: после финала доктор Зайус становится очень неоднозначным персонажем, быть может, даже положительным. Ибо всё, что он делал в фильме, было продиктовано не его невежеством и твёрдолобостью, а страхом перед тем, что произошло — и может повториться.
Стоит отметить и грим. На тот момент обезьяний грим, конечно, был очень хорош, да и сейчас неплохо смотрится, но, всё же, заметно, насколько неподвижна часть лица в области носа и губ. Так же обезьяны ну очень похожи друг на друга, разве что Зайус выделяется — благодаря жестам, поведению и выражению глаз. А вот того же Корнелия я отличал с большим трудом от прочих шимпанзе.
Но есть у меня две претензии. Они мне просмотр не испортили, но всё же, всё же…
По роману у обезьян был свой язык, и Улиссу Меру приходилось обучаться ему. Тогда как в фильме язык один, общий, что, в сочетании с финалом, порождает законное недоумение. И на условность тут списать нельзя.
Эпизод с говорящей куклой. Кто смотрел, тот поймёт. Так вот, как она могла служить доказательством, в мире обезьян, где успешно проводятся операции на мозге? В романе обоснование было представлено намного лучше.
В конечном счёте, несмотря на солидный возраст в полвека и некоторые изменения, фильм был и остаётся лучшей экранизацией Пьера Буля, причём такой экранизацией, что не следует слепо первоисточнику, а разумно переделывает, тем самым дополняя и усиливая эффект, лучше постигая суть. И роман, и фильм есть предостережение человечеству, чрезмерно увлекающееся собственным самоистреблением.
9 из 10
«Жизнь!»
Сказали они и незамедлительно уничтожили, возможно, последний цветок на планете. Как говорил герой Л. Дурова в одном хорошем фильме: «Странные люди эти люди!» Может, и впрямь у обезьян лучше получится?
Неплохое кино. В техническом отношении, например, особенно с учетом года выпуска — придраться практически не к чему. Абсолютно жизнеспособные обезьяны. Понятно, что люди в костюмах, но костюм костюму тоже рознь, не правда ли. В отечественном кинематографе, скажем, с этим и много позже большие проблемы были. Опять же космический корабль — ничего лишнего, но оно и к лучшему — меньше дурацких вопросов. Нет, мне, правда, всё понравилось. Можно было полностью сосредоточиться на сюжете.
Идея интересная, но, прямо скажем, не более чем любая другая вариация антиутопического толка. Да и логической завершенности предложенной модели явно не хватает. Мало просто поменять местами человека и обезьяну — нужен принципиально новый подход к организации общества. Иначе…
Смысл рассуждать о том, как безнадежно погрязло человечество в своих грехах, если пришедшие ему на смену животные незамедлительно начинают играть ровно в те же самые игры? Какая разница, Земля это или любая другая планета, где эру homo sapiens сменила эпоха их товарищей по отряду?
В отстраненном восприятии всё это, конечно, очень увлекательно: запретная зона, хранитель веры, священные свитки, молодые ученые, жаждущие докопаться до правды (большей частью, такое ощущение, самого процесса ради), коварный царедворец, на поверку оказывающийся всего лишь чуть более просвещенным относительно прошлого своего мира и оттого — более осторожным и т. п. Но вот так, чтобы всерьез все это воспринять… Не получится.
К тому же не обошлось и без классических голливудских клише: безмолвная спутница-брюнетка в, якобы, вонючем рванье, тем не менее, выгодно подчеркивающем все «необходимые» части тела, или, например, поцелуи, которыми обмениваются доктора Корнелиус и Зира, темнокожий член экипажа, без которого никак нельзя по соображениям политкорректности, английский язык как универсальное средство общения во Вселенной и т. д.
Одним словом популярная фантастика и ничего больше. Смотрите с удовольствием, не требуя ответов на глобальные вопросы мироздания.
7 из 10
О тех, кто пришёл нам на смену.
Быть может, если бы не гремящие на весь мир перезапуски 2010-х годов, я бы ничего и не узнал о «Планете обезьян» 1968 года. Между тем, это выдающийся фильм 1960-х годов и один из самых удачных примеров качественных и научной фантастики и антиутопии.
Конечно, Франклин Шаффнер допустил некоторые отличия от первоисточника Пьера Буля, но фильм не перестал от этого быть интригующим. Первое, чем он удивляет, это достоверные локации, действительно напоминающие другую планету. В дальнейшем же становится невозможным сдержать улыбку при взгляде на мир, в который попадает Тейлор. Как он сам подмечает, эта цивилизация «перевёрнута с ног на голову» и создаёт долгое время впечатление антиутопии. Обезьяны, представленные шимпанзе, орангутангами и гориллами, являются высшими разумными существами.
По крайней мере, в том виде, в каком их застал Тейлор. Хотя приматы и научились многому из того, что умели люди, их представления о возможностях цивилизованных существ сильно отстают от человеческих. Подобный уклад жизни типичен для жанра стимпанк, что делает мир «планеты обезьян» непохожим на наш в XX веке. Мир, в котором не обезьяны, а люди являются «грязными животными» покажется любому зрителю несправедливым. Но так будет только до финальных минут, когда всё, на что надеялся Тейлор, разрушится до основания. Повезло ему, что на первых порах он не мог заявить о себе как о разумном существе, иначе бы ему точно было несдобровать. Вместо этого у него было время привыкнуть и освоиться среди обезьян.
Смотреть на разумных приматов (и речь не о людях) интересно и забавно. Хотя в 1968 году ещё не было никакой технологии захвата движения, гримёры смогли создать чудо. «Планета обезьян» может кому-то показаться несерьёзным фильмом из-за бытовавшего в середине прошедшего столетия мнения о том, что человечество способно многого добиться и на Земле и за её пределами. Взгляды Тейлора отражают взгляды широких общественных масс многих стран тех лет, поэтому не удивительно, что он впал в такое сильное замешательство после дарованной ему свободы.
Смотрится на одном дыхании.
10 из 10
Braniac
Пророчество
Порой складывается стойкое ощущение, что 1968 год раз и навсегда изменил историю кино. Подумать только, за один киносезон вышли «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне, «Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро, «Ребенок Розмари» Романа Полански, «Теорема» Пьера Паоло Пазолини и многие другие. Тем же годом датирована и блистательная научно-фантастическая картина Франклина Шаффнера «Планета обезьян». Картина, подобно выше названным фильмам, повлиявшая как на развитие всего кино в целом, так и отдельно взятого жанра научной фантастики в частности. Сейчас, спустя более 40 лет с момента своего выхода, лента Шаффнера становится всё более пророческой, от чего её актуальность и важность, в контексте истории, только увеличивается.
«Планета обезьян» была снята по адаптированному для кино сценарию, основанному на романе Пьера Буля, который также произвел определенную революцию в обществе 60-х, перевернув представление о моделях будущего прогресса человечества. Фильм Шаффнера, хоть и не дословная экранизация культового романа Буля, но, без сомнения, содержит в себе главную суть и смысл социально-политической сатиры автора.
Сюжет строится вокруг астронавтов, которые попадают на неизведанную планету после аварийной посадки своего корабля. Поначалу она кажетя им безжизненной, но это только на первый взгляд, вскоре они бонаруживают себя в странном, сюрреалистичном для себя мире, в котором люди подобно рабам или диким зверям сидят в клетках у разумных, говорящих приматов. Это заставляет одного из них — Тэйлора — пуститься на поиски истины и ответа на вопрос — «куда же они всё-таки приземлились?».
Кино, маскирующееся под научную фантастику, на деле оказывается блестящим исследованием человеческой истории и его природной сущности. В начале, подобно главному герою, зритель пребывает в шоке от того мира в котором оказался Тэйлор. Обезьянье общество, в котором люди — это дикие животные, не имеющие ни речи, ни культуры. Однако по мере осознания, авторы приводят нас к безутешительному выводу. Каждый может видеть в этой картине что-то своё, для меня это великолепная модель нашего возможного будущего, основанная на глубочайшем анализе истории, культуры и биологической природы.
Кажущееся в начале картины классовое неравенство и дикость общества «Планеты обезьян», под конец оказывается до боли занакомым и невероятно похож на современную человеческую цивилизацию. Общество, в котором существует такая же несправедливость, социальная дискриминация. Авторы проводят болезненную параллель, показывая безусловную религиозную слепость общества обезьян, где первостепенно главенство догматических предприсаний предков, которые принимаются за бездоказательную истину, и все не согласные с этой догмой именуются еретиками.
Превосходная режиссура и актерские работы отлично передают дух книги Пьера Буля, всю его философскую суть и сатиру. Солирующий Чарльтон Хестон позволяет взглянуть на безумство и отчаяние последнего человека «своего времени». Великолепный саундрек, операторская работа и специальный грим, создают потрясающую атмосферу иллюзорной угрозы чужой планеты и держат зрителя в напряжении от первой до последней минуты картины. Вместе с героем Хестона, мы пройдем путь от неистового отрицания «ужасной реальности» — до осознания настоящего ужаса «прошлого».
Таким образом, «Планета обезьян» — это не только великолепное фантастическое кино, которое в лучших традициях жанра, прежде всего стремится исследовать феномен «человечества», но и актуальная, даже по сегодняшним меркам, социально-политическая сатира на современную, прогрессирующую семимильными шагами, цивилизацию. Кино, которое опередило своё время, вызвав настоящий культурный отклик в умах посмотревших его тогда зрителей.
«Планета обезьян» — это культурный феномен, который хоть и утратил свою визуальную состоятельность по сравнению с более современными фантастическими аналогами, но идейно продолжает превосходить практически каждого их них. Фильм Франклина Шаффнера представляет собой пугающе достоверное пророчество, которое, без сомнения, относится ко всем индивидуумам — жившим в прошлом, живущим сейчас и к тем, которые будут жить в ближайшем или отдаленном будующем.
8 из 10
стр 1 стр 2