| Харакири / Seppuku
Название: Харакири
Оригинальное название: Seppuku
Год выхода: 1962
Выпущено: Япония
Продолжительность: 02:12:40 / 133 мин.
Жанр: Драма
Режиссер: Масаки Кобаяси
В ролях: Тацуя Накадаи, Рэнтаро Микуни, Шима Ивашита, Акира Ишихама,
Shichisaburo Amatsu, Йошио Аоки, Джо Адзуми, Хисаси Игава, Ёсио Инаба,
Акидзи Кобаяси
IMDb: 8.40 (6 412) http://www.kinopoisk.ru/film/103148/
После распада своего клана, безработный самурай Ханширо Тсугумо прибыл в
поместье лорда Ию, с просьбой совершить сэппуку в его имении.
Члены клана Ию, полагая что отчаявшийся ронин просто уповает на
милостыню, пытаются заставить его совершить харакири, но они его сильно
недооценивают.
gone_boating
рецензии ( Дисгармония Пера и Меча
«Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.» Бусидо
Среди фильмов всех времён и народов есть хорошие, очень хорошие, и даже
великие. Но среди них есть всего несколько, которые выходят за рамки
любых классификаций. Трудно подобрать слова, чтобы описать их величие
и красоту. «Харакири» или «Сэппуку» (1962), созданный японским
режиссёром Масаки Кобаяси — один из этих уникальных фильмов.
Произведение редкой силы и гуманизма, совершенный с точки зрения
постановки, актёрской игры, музыкального сопровождения и захватывающей
истории, глубоко трагический, как величайшие пьесы античности
и Шекспира, универсальный и вневременной, даже если его место и время
действия обозначены, Япония, 1630 год, Эдо период, по словам одного
из рецензентов на сайте амазон. сом, «Харакири» для искусства кино —
это то же, что росписи потолка Сикстинской Капеллы для живописи —
Непревзойденный!
Фильм захватил меня с самого первого кадра, с первых титров, выполненных
в совершенной гармонии иероглифов kanji, с необычным будоражущим
диссонансным музыкальным сопровождением, с мрачной, притягательной
красотой образов и реалий средневековой Японии.
А затем началась
поразительная история Ханширо Тцугумо (Tatsuya Nakadai), одного из тысяч
безработных профессиональных воинов — самураев, потерявших во время
войны своего господина и получивших имя — ронин. После гибели его лорда,
Тцугомо было приказано не совершать ритуальное самоубийство, но вместо
этого, заботиться о дочери, маленьком внуке и зяте, чей отец-самурай
совершил харакири, как требовал неписанный кодекс чести самурая, Бусидо.
Всегда и во всём, истинный самурай должен был помнить основные заповеди
кодекса: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда
правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть… Самурай должен
прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное
дело.»
Масаки Кобаяси, который был страстным пацифистом и пройдя через Вторую
Мировую войну, постоянно отказывался от повышений по службе, создал
«Харакири» как самурайский и одновременно анти-самурайский фильм. Как и
следует ожидать от фильма об эпохе самураев, «Харакири» предлагает
мастерски снятые сцены боёв на мечах.
Их не так много, но они отличаются
изысканной хореографией, выверенным ритмом и невыносимым напряжением.
Но это далеко не всё. «Харакири» -это захватывающая судебная драма,
где истина раскрывается в сценах -воспоминаниях Ханширо Тцугумо. Зрителю
предлагается взглянуть внимательно на благородный свод правил поведения
самураев и на то, к каким трагическим последствиям ведут
злоупотребления этими правилами в судьбе отдельной личности, семьи
и общества в целом. Проникновенный, страстный, поэтический и трагичный
фильм завершается одним из самых пессимистичных когда-либо снятых
финалов, который заставляет задаться вопросом как делается история,
как и кем интерпретируются исторические события и кто принимает
ответственность за то, что будет написано в летописях и сохранится
для будущих поколений, а что канет бесследно и навсегда в Лету…
Шедевр, один из лучших фильмов когда-либо созданных, «Харакири»
заслуживает каждое слово из многочисленных признаний в любви в свой
адрес и все награды, которые он получил. Это не в моей натуре навязывать
моё мнение окружающим, но если вы называете себя любитель или знаток
кино, вы должны посмотреть этот фильм.
10 из 10
Spectra62 Seppuku —
с непросвещенного вида все просто — вспорол брюхо и делов-то, о чем
можно повествовать в ленте более двух часов даже трудно представить
до начала просмотра. Но Масаки Кобаяси удалось вместить в этот обряд
столько разноплановых аспектов культуры и феодального строя древней
Японии, что остается только поражаться.
С первых кадров бросается очень качественная операторская работа,
передача света-тени блестящая, удачный монтаж в сочетании с отличным
сценарием врядли оставят кого равнодушным. Нельзя не отметить главного
героя, харизма на высоте, многие моменты одно удовольствие смотреть.
Нет игры на камеру, все показанное, как говорится, к месту и по делу.
Единственное, что можно занести в минус — это последний бой. Он не то,
что странно, а даже скорее нелепо смотрится. Как будто это были
не ронины вовсе, и убивать они его вообще не хотели. Может они и реально
так могли драться, но у меня по этому поводу возникают смутные
сомнения, смягчает обстоятельства то, что показанное все равно было
необычно. К тому же, если учесть, что в картине делается уклон
на смысловую составляющую, при которой текстовка на очень высоком
уровне, то такими мелкими грешками можно пренебречь — главные проблемы
драмы жизни были блестяще показаны.
9 из 10
Kohane
рецензии Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Д. Юдзан
Масаки Кобаяси
противоречивая и очень колоритная персона японского кинематографа.
Роботы маэстро по большей части раскрывают подлинную историю Страны
восходящего солнца. Если для европейского зрителя под «японским
кинематографом» привычно видеть цветущие сакуры, раскрашенных гейш
и боевые искусства, то фильмы Кобаяси ничего этого вам не преподнесут.
У режиссера на этот счет свое собственное мировоззрение, его Япония
не ограничивалась конфеткой в цветочной обертке, в первую очередь
это была гремучая смесь традиций и устоев, создавших уникальную державу.
В своих лентах Кобаяси предпочитал стоить сюжет на конфликте и искать
оригинальные вариации его решения.
Он выбирал военные и политические
темы, но больше всего любил «самурайские» фильмы.
Отношение японской нации к жизни и смерти, существенно различается
от европейских мышлений. Поэтому внушенное литературой и западными
фильмами священное самоубийство, у Кобаяси совершенно противоположное.
Он полностью перевернул наше понимание ритуала, высмеивая строгие уставы
бусидо, что наглядно было представлено в картине «Seppuku» 1962 года. Черно-белая лента «Харакири»
одна из немногих картин заслуживающая уважения, не только потому, что в
своем кармане имеет престижную награду канского фестиваля, ее значения
в прямом смысле слова переворачивает устойчивое мнение о самураях.
Сюжет фильма повествует о нелегких временах, когда в Японии самураям
павших кланов приходилось бродяжничать и прозябать в нищете, только
потому, что их социальный статус не позволял выполнять работу иного
рода.
Оказавшись в подобной ситуации, каждый уважающий себя самурай
мог пойти только по одному направлению — харакири. Если же клану было
не выгодно принимать самоубийцу в своем поместье, бедняге предлагали
деньги и прогоняли. Вскоре к такому способу заработка примкнули многие
ронины, что сильно угнетало положение любого уважающего себя клана.
Лишенный всякой надежды и средств на проживание самурай Мотомэ Тидзиива,
отправляется к клану Ии, совершить харакири. Священное ритуальное
самоубийство тесно переплеталось с кодексом самураев бусидо, и имело
свои правила исполнения. Каждый уважающий себя самурай имел право
на достойное харакири, было грубостью и невежеством отказать ему в
подобной просьбе. Но клан Ии сам опозорил себя, когда наблюдал ничтожную
кончину Мотомэ с помощью бамбукового меча.
Вслед за ним приходит
еще один самурай Хансиро Цугумо, перед расправой он предлагает вассалам
и советнику послушать его историю жизни. Вот только это предсмертное
бормотание, не жалостная история нелегкой судьбы, намереньем Цугумо было
раскрыть и высмеять подлинную сущность клана Ии.
Бунт человеческой души, эту особенность преследовал режиссер, снимая
«Харакири». Актуальность этой проблемы, как ни странно продлилась и до
наших времен, неспособность реализоваться в жизни, толкает человека
на крайности. Каждый из нас переживает собственный шторм эмоций, каждый
из нас пытается сломать стереотипы, дабы обрести свободу
и независимость, от ложных убеждений предыдущих поколений.
В фильме «Харакири» нет места постановочным дракам и буйным выходкам,
здесь отсутствует музыкальное сопровождение и возможно кому-то будет
не по душе монотонная черно-белая картинка. Но в этом долгом
дискуссионном рассказе и заключается вся суть фильма. «Харакири»
запутанный самурайский детектив, проблемы которого кроются в нелегкой
истории Цугумо, а решение, тот самый козырь режиссера мастерски обходить
давно знакомые нам развязки. Умение режиссера притянуть к экрану
зрителя, акцентировать его внимание на проблеме, и подарить напряженный
сюжет, вот и весь секрет успеха ленты. С появлением на свет ремейка
фильма «Харакири 3D», все чаще убеждаюсь в том, что стремление переснять
и получить успех, сводится к обыденному заработку денег. Если вы хотите
расширить свой кино обзор в области самурайского кино и увидеть что-то
совершенно новое — смело выбирайте оригинальную версию. На личном опыте
я неоднократно пересматриваю этой фильм, превосходящий многие ленты,
нынешнего времени.
9 из 10
Михалыч
рецензии Бусидо
Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
В поместье клана Ию приходит ронин Хансиро Цугумо, его намерения
на первый взгляд чисты и благородны — он, отчаявшись в поисках новых
хозяев и пропитания, хочет совершить харакири по всем законам этого
древнего ритуала. Но члены клана сомневаются в чистоте его помыслов,
они рассказывают ему историю, которая случилась незадолго до его
прихода — еще один ронин по имени Мотомэ Чизива приходил к ним
с аналогичной просьбой, но когда члены клана согласились, он вдруг
засомневался и попросил отсрочку. Таким образом они поняли, что Мотомэ
не собирался делать харакири у них во дворе, а хотел лишь пустить пыль
в глаза главе клана и получить работу или в конце концов выпросить денег
на пропитание.
Услышав эту историю Хансиро даже бровью не повел
и уверил клан в правдивости своего замысла. Тогда наместник продолжил
историю и поведал — узнав, о том, что Чизива солгал им, члены клана
заставили его под угрозой убийства совершить харакири, причем сделать
это бамбуковом мечом — в наказание за ложь Мотомэ умирал в адских муках.
Но и эта история не смутила Хансиро…
Так начинается фильм Масаки Кобаяси «Харакири» — трагедия одной семьи
и притча об уходящем в небытие сословии. Дальнейшее развитие этого
потрясающе виртуозно сконструированного сюжета, который раскрывает
все свои тайны постепенно и держит зрителя в напряжении до самого
финала, приведет к моральной дилемме довольно широко распространенной
в самурайском сословии — что важнее, честь самурая или честь отца, главы
семейства?
Единого объективного ответа на этот вопрос не существует,
но он легко разрешим если опереться на социальное положение решающего —
если вы бродячий ронин, выставленный на улицу своим кланом и вам даже
нечем прокормить семью, то конечно же честь отца важнее, ну а если
вы наместник клана, обеспеченный и ни в чем не нуждающийся, тогда
естественно в вашем разуме не возникнет ни малейшего сомнения
в непоколебимой важности чести самурая. Режиссер не пытается дать ответа
на этот вопрос и не показывает свою позицию, он лишь этот вопрос
обозначает и дает зрителю шанс самому определиться. Это моральный посыл
фильма. Но есть еще и более глубокий, исторический.
После продолжительного периода раздробленности и гражданских войн, когда
самурайское сословие было на подъеме, наступила эпоха сегуната
Токугава, объединившего практически все княжества Японии — в это время
войн и прочих военных стычек стало гораздо меньше, следовательно многие
крупные кланы были распущены и по Японии, в поисках работы и пропитания,
разбрелось множество самураев без хозяина — ронинов. Именно в этот
период и происходит действие фильма. Картина начинается с кадра,
показывающего чучело, которое символизирует память предков и суть всего
сословия. Это чучело и становится немым свидетелем предательства чести
самурая всем кланом, что свидетельствует о начале упадка и, в конечном
итоге, исчезновении всего самурайского сословия. Заглавие «Харакири» —
это не только самоубийство Мотомэ Чизива и Хансиро Цугумо, не только
трагедия одной из тысяч самурайских семей, но и сэппуку целой эпохи,
уходящей в небытие.
Взяв за основу замечательный, практически идеальный сценарий Синобу
Хасимото, работавшего над лучшими фильмами самого Куросавы, Кобаяси
создал одно из самых значительных кинополотен в истории японского
и мирового кинематографа. Фильм, стоящий в одном ряду с самыми выжными
работами Одзу, Мидзогути, Осимы, Имамуры и т. д. Фильм, потрясающе
снятый и сыгранный отличными актерами, среди которых главную скрипку
играет великолепный Тацуя Накадаи. Фильм, берущий под пристальное
внимание не только глубокие моральные, но и исторические вопросы.
Dragon_Lady
рецензии Это
необычный, очень трогательный и жестокий фильм, отражающий всю суть
того таинственного и беспощадного мира. На первый взгляд казалось-бы
всё элементарно: вспорол живот, затем отрубили голову и готово, но это
совершенно другой случай.
Легендарному Масаки Кобаяси отлично удалось представить зрителю жизнь
и традиции самураев, их понятия о чести и ценностях. Присутствует
глубокий смысл а не просто тупая резня с кусками мяса в разные стороны
или полуобнаженные девицы размахивающие катанами, что так актуально
в сегодняшних так называемых «самурайских» боевиках.
Здесь даже саму церемонию сэппуку зритель видит иначе, удается частично
прочувствовать какое-то благородство, сакральность, хотя сам по себе
этот ритуал страшный и кровавый.
Данный фильм является бесценной классикой жанра и черно-белый вариант
здесь тоже играет значительную роль. Уверенна, что будь он цветным,
эффективность бы значительно снизилась.
Считаю, что такая классика как «Харакири» даже более чем достойна своего
высокого рейтинга и его следует посмотреть всем любителям настоящего
кино.
10 из 10
| |